На этой странице размещены нормативные документы, регламентирующие порядок проведения государственной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена в 11 классах и основного государственного экзамена в 9 классах, ссылки на сайты информационной поддержки ГИА, советы психолога по подготовке к экзамену.
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» РОСОБРНАДЗОРА по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ:
(Вопросы можно задать по телефону +7 (495) 984-89-19 с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00 мск.
Официальный сайт ЕГЭ в КБР - http://egekbr.ru/
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики информирует о работе телефонов "горячей линии" по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в Министерстве просвещения, науки и по делам молодежи КБР и ГБУ КБР "Центр мониторинга и статистики образования".
По телефонам "горячей линии" можно получить следующую информацию:
- о сроках и местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) и государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах;
- о сроках проведения экзаменов;
- о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций;
- о местах расположения пунктов проведения экзаменов;
- о сроках, местах и порядке информирования о результатах итоговой аттестации;
- об аккредитации общественных наблюдателей на территории КБР.
Информация о работе телефонов "горячей линии" и информационных сайтов по вопросам проведения ГИА на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2021-2022 учебном году
Наименование |
Номер телефона "горячей линии" |
Период работы |
Адрес сайта, информирующего вопросы проведения ГИА |
Министерство просвещения, науки и по делам молодёжи КБР |
8 (866)242-0713 |
с 9.00 до 18.00 ч. (выходные: суббота, воскресенье) |
edu.kbr.ru |
ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов" Минпросвещения КБР, Региональный центр обработки информации |
(866)242-7480 |
с 9.00 до 18.00 ч. (выходные: суббота, воскресенье) |
|
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА).
Формы проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе – участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов, названных в Порядке проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным предметам.
Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.
Информация о сроках и местах подачи заявлений на участие в итоговом собеседовании в Кабардино-Балкарской Республике в 2022 году (скачать).
Приказ Минпросвещения КБР № 22/1153 от 14.12.2021 г. "Об утверждении порядка проведения итогового собеседования по русскому языку" (скачать).
– Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в КБР в 2021 – 2022 учебном году
– Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022 году
– Приказ об установлении минимального количества баллов ГИА – 9 в 2022 году
Приказ об организации работы по общественному наблюдению
Приказ об организации работы по общественному наблюдению
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году
спецификации,
кодификаторы
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года:
— кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена;
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2021 год
- Биология
- География
- Информатика и ИКТ
- История
- Литература
- Математика
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Испанский язык
- Рекомендации по переводу баллов ОГЭ и ГВЭ 2021 в пятибалльную шкалу, рекомендации по определению минимальных баллов.
- Пояснение к проектам документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2021 г.
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по русскому языку (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
- Фонетика (pdf)
- Лексика и фразеология (pdf)
- Морфемика и словообразование (pdf)
- Грамматика. Морфология (pdf)
- Грамматика. Синтаксис (pdf)
- Орфография (pdf)
- Пунктуация (pdf)
- Речь (pdf)
- Языковые нормы (pdf)
- Выразительность русской речи (pdf)
- Информационная обработка текстов различных стилей и жанров (pdf)
- Тренировочные задания (pdf)
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по математике (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по физике (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по химии (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
- Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Первоначальные химические понятия (pdf)
- Многообразие химических реакций (pdf)
- Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений (pdf)
- Экспериментальная химия. Химия и жизнь (pdf)
- Тренировочные задания (pdf)
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по информатике (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
- Информация и информационные процессы (pdf)
- Алгоритмизация и программирование. Элементы математической логики. (pdf)
- Информационные и коммуникационные технологии. Моделирование и формализация (pdf)
- Информационные и коммуникационные технологии. Использование программных систем и сервисов (pdf)
- Информационные и коммуникационные технологии. Компьютерные презентации и текстовые документы (pdf)
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по биологии (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по истории (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
- История России с древнейших времён до начала XVI в. История Древнего мира. История Средних веков. (pdf)
- История России в 1505 – 1682 гг. История зарубежных стран в новое время (XVI – XVII вв.) (pdf)
- История России с 1682 до 1801 г. История зарубежных стран в новое время (XVIII в.) (pdf)
- История России с 1801 по 1914 г. Новая история зарубежных стран в XIX – начале XX в. (pdf)
- Тренировочные задания (pdf)
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по географии (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по литературе (2020 г.)
II. Подготовка по темам:
Методическая копилка ФИПИ
Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ
Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года по всем учебным предметам
Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной подготовке к ОГЭ
Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ 2020 года
Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования
Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Разработаны 485 заданий по истории, обществознанию, биологии, физике, химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства.
Итоговое собеседование по русскому языку является одним из условий допуска к ГИА-9.
Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022/23 учебном году
Основной срок | 8 февраля 2023 года |
Дополнительные сроки | |
15 марта 2023 года | 15 мая 2023 года |
Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля. В дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку участники, получившие «незачет», не явившиеся по уважительным причинам, а также участники, которые не смогли завершить итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Продолжительность итогового собеседования по русскому языку составляет в среднем 15-16 минут.
Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:
- чтение текста вслух,
- подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания,
- монологическое высказывание,
- диалог.
Заявления об участии в итоговом собеседовании по русскому языку подаются за две недели до начала проведения собеседования.
Подать заявление нужно в своей школе. Экстерны подают заявление в образовательную организацию по своему выбору.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), определяют порядок проведения, а также порядок проверки собеседования (далее – порядок проведения собеседования, установленный субъектом Российской Федерации).
В связи с сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации и введением многими субъектами Российской Федерации и странами ограничительных мер, в том числе в части перевода обучающихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, порядок проведения собеседования, установленный субъектом Российской Федерации, учредителем, загранучреждением, может включать в себя решение о проведении собеседования с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Рекомендуем обратиться в ОИВ Вашего региона для уточнения информации
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Расписание ГИА-9
Начало ОГЭ и ГВЭ-9 – в 10:00 по местному времени.
Продолжительность ОГЭ:
- по математике, русскому языку, литературе – 3 часа 55 минут (235 минут);
- физике, обществознанию, истории, химии – 3 часа (180 минут);
- информатике и ИКТ, географии, биологии – 2 часа 30 минут (150 минут);
- иностранным языкам: письменная часть – 2 часа (120 минут), раздел «Говорение» – 15 минут.
Продолжительность ГВЭ-9:
- по русскому языку – 3 часа 55 минут (235 минут);
- обществознанию, биологии, литературе – 3 часа (180 минут);
- истории, химии, физике, географии, информатике и ИКТ – 2 часа 30 минут (150 минут);
- иностранным языкам – 2 часа (120 минут).
Дата |
ОГЭ |
ГВЭ |
Досрочный период |
||
21 апреля (пт) |
математика |
математика |
24 апреля (пн) |
русский язык |
русский язык |
27 апреля (чт) |
информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература |
информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература |
3 мая (ср) |
история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
10 мая (ср) |
резерв: математика |
резерв: математика |
11 мая (чт) |
резерв: информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература |
резерв: информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература |
12 мая (пт) |
резерв: история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий) |
резерв: история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий) |
15 мая (пн) |
резерв: русский язык |
резерв: русский язык |
16 мая (вт) |
резерв: по всем учебным предметам |
резерв: по всем учебным предметам |
|
||
Основной период |
||
24 мая (ср) |
история, физика, биология |
история, физика, биология |
30 мая (вт) |
обществознание, информатика и ИКТ, география, химия |
обществознание, информатика и ИКТ, география, химия |
2 июня (пт) |
иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
3 июня (сб) |
иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
– |
6 июня (вт) |
русский язык |
русский язык |
9 июня (пт) |
математика |
математика |
14 июня (ср) |
литература, физика, информатика и ИКТ, география |
литература, физика, информатика и ИКТ, география |
17 июня (ср) |
обществознание, биология, химия |
обществознание, биология, химия |
26 июня (пн) |
резерв: русский язык |
резерв: русский язык |
27 июня (вт) |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
28 июня (ср) |
резерв: математика |
резерв: математика |
29 июня (чт) |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
30 июня (пт) |
резерв: по всем учебным предметам |
резерв: по всем учебным предметам |
1 июля (сб) |
резерв: по всем учебным предметам |
резерв: по всем учебным предметам |
Дополнительный период |
||
4 сентября (пн) |
математика |
математика |
7 сентября (чт) |
русский язык |
русский язык |
12 сентября (вт) |
история, биология, физика, география |
история, биология, физика, география |
15 сентября (пт) |
обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) |
19 сентября (вт) |
резерв: русский язык |
резерв: русский язык |
20 сентября (ср) |
резерв: математика |
резерв: математика |
21 сентября (чт) |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
22 сентября (пт) |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
резерв: по всем учебным предметам, кроме русского языка и математики |
23 сентября (сб) |
резерв: по всем учебным предметам |
резерв: по всем учебным предметам |
«Проект расписания ГИА-2023»
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://supervip.1zavuch.ru/#/document/16/101394/bssPhr107/?of=copy-d4a7e0a3b8
Лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды принимают участие в итоговом собеседовании по русскому языку.
! Итоговое собеседование по русскому языку как обязательное условие допуска к ГИА-9 проводится для всех обучающихся IX классов.
Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Для участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.
Для участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового собеседования по русскому языку в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итогового собеседования по русскому языку организуется на дому или в медицинском учреждении.
При проведении итогового собеседования по русскому языку при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.
использование на итоговом собеседовании по русскому языку необходимых для выполнения заданий технических средств:
для слабослышащих участников — оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
для глухих и слабослышащих участников — привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
для слепых участников — оформление контрольного измерительного материала итогового собеседования по русскому языку рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
для слабовидящих участников — копирование контрольного измерительного материала итогового собеседования по русскому языку в день проведения итогового собеседования по русскому языку в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере; обеспечение аудитории проведения итогового собеседования по русскому языку увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки);
для участников с нарушениями опорно-двигательного аппарата — при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
! Обучающимся, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить ни одного задания контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку, возможно выполнение заданий в письменной форме. Для проведения итогового собеседования по русскому языку в письменной форме является наличие соответствующего заключения медицинской организации и (или) соответствующих рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для участников с расстройствами аутистического спектра — привлечение в качестве экзаменатора-собеседника специалиста — дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник знаком.
! В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель (законный представитель) участника итогового собеседования по русскому языку.
Обучающимся, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить все задания, предусмотренные контрольными измерительными материалами итогового собеседования по русскому языку, предоставляется право выполнить только те задания контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку, которые с учетом особенности психофизического развития посильны им для выполнения.
! Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового собеседования по русскому языку — детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования по русскому языку, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, и определяют минимальное количество баллов для указанной категории участников итогового собеседования по русскому языку, необходимое для получения результата «зачет», отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования по русскому языку для остальных категорий участников итогового собеседования по русскому языку.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме.
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 – детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию может проводиться только по обязательным учебным предметам: русскому языку и математике.
! Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды имеют право выбора сдачи либо двух обязательных учебных предмета, либо четырех учебных предметов (два обязательных учебных предмета и два учебных предмета по выбору).
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ГИА-9
Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-9 предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для проведения экзамена в специальных условиях.
В заявлении указанные участники ГИА-9 указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов.
! Предоставление условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в том числе специальных условий, осуществляется ТОЛЬКО ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ими копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или оригинала или заверенной в установленном порядке копии справки, подтверждающей инвалидность.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИА-9
Продолжительность экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).
Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9, УЧИТЫВАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
! Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, самостоятельно.
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается создание специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей:
в части передвижения по пункту проведения экзамена (ППЭ), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению экзаменационной работы);
в обеспечении коммуникации (с руководителем ППЭ, членами государственной экзаменационной комиссии, в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки);
помогают при оформлении регистрационных полей бланков ГИА-9, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
переносят ответы в экзаменационные бланки;
оказывают техническую помощь при выполнении ГИА-9 на компьютере (настройка на экране, изменение (увеличение) шрифта и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
! В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях – родитель (законный представитель) участника ГИА-9.
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств:
для слабослышащих участников ГИА-9 аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
для глухих и слабослышащих участников ГИА-9 при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
для слепых участников ГИА-9 экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
для слабовидящих участников ГИА-9 экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
для участников ГИА-9 с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ
Для рассмотрения апелляций участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов конфликтная комиссия привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА-9), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА-9).
Вместе с участником ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участником ГИА-9 ребенком — инвалидом, инвалидом на рассмотрении апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения конфликтной комиссией ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА-9 на бланки ГИА-9 конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА-9 проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА-9 стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.